Влияние родительских установок на развитие детей
Влияние родительских установок на развитие детей
Как часто мы, взрослые, обращаем внимание на то, как мы общаемся со своими детьми? Какие используем слова и выражения в отношении них?
Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка людьми. Их авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в правоту и справедливость у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел». Поэтому, родителям следует осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам, следует избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. А установки возникают повседневно, и чуть ли не на каждом шагу. Одни случайны, другие постоянны, третьи – принципиальны. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребенка. Но также, есть и негативные установки. Рассмотрите предложенную таблицу, может вам что-то покажется знакомым, возможно, что что-то вы слышали и от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Негативные установки | Позитивные установки | |
Сказав так | Подумайте о последствиях | Вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. | «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» |
«Горе ты мое!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями | «Счастье ты, моя, радость моя!» |
«Плакса-вакса, нытик!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи | «Поплачь, будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм | «Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!…» | Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями | «А ты как думаешь?…» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» | Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания | «Будь здоров, закаляйся!» |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя | «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас хорошая!» |
«Ничего не умеешь делать, неумеха!» | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению | «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей (психосоматика), конфликтность | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчишки забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола | «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого…» |
«Неряха, грязнуля!» | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!…» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый» |
«Жизнь очень трудна: вырастешь-узнаешь…» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм | «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность | «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и толстая будешь!» | Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, непринятие себя | «Кушай на здоровье!» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги | «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый?!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях | «Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешимость, зависимость от чужого мнения, тревожность | «Смелее, ты все можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди…» | Отчужденность, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение | «Давай я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» | Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности | «Держи себя в руках, уважай других» |
Безусловно, это не полный список возможных установок. Вы его можете продолжить сами и проанализировать, какие установки встречались вам и влияли ли они каким-то образом на ваши решения и поступки. А также, подумайте, какие установки вы задаете своему ребенку, как они ему могут помочь, или помешать… Ребенок нас слушает, и все слова крепко зацепляются в его подсознании. Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать счастливее. Иногда ребенку не нужна оценка его поступков и поведения, он и сам все прекрасно понимает, просто ему необходимо, чтоб с ним побыли рядом, успокоили его и поддержали…
Как часто вы говорите детям:
- я сейчас занят (а)…
- посмотри, что ты натворил!
- это надо делать так!
- неправильно!
- когда же ты научишься?!
- сколько раз я тебе говорил (а)!
- нет! Я не могу!
- ты сведешь меня с ума!
- что бы ты без меня делал!
- вечно ты во все лезешь!
- уйди от меня!
- встань в угол!
После такого вот обращения к ребенку, пожалуй, не будет удивительным, если он отдалится, станет скрытен и неразговорчив, ленив, недоверчив и неуверен в себе…
А такие слова – ласкают душу ребенка:
- я люблю тебя…
- ты очень многое можешь!
- что бы мы без тебя делали?…
- иди ко мне…
- садись с ними!..
- я помогу тебе..
- я радуюсь твоим успехам!
- что бы ни случилось, помни, твой дом — твоя крепость!
- даже когда я не рядом, помни, что ты не один!…
- расскажи мне, что с тобой?…
- мне нужен твой совет…
На самом деле, дети от природы наделены большим запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые им помогают быть активными, энергичными и жизнестойкими. И, пожалуй, наша с вами задача состоит в том, чтобы не сломить их внутренний стерженек, а укрепить его своей заботой и поддержкой…